Дети доверяют клоунам в лечении

«Клоун-терапия для детей и взрослых»
статья на тему

Статья, посвященныя вопросу клоун-терапии и возможности проведения клоун-терапевтических занятий в ДОУ.

Предварительный просмотр:

КЛОУН-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Что такое клоун-терапия?

Клоун-терапия — это одно из новых направлений в психологии. Лечение смехом давно используется во всем цивилизованном мире. В США и в странах Западной Европы существуют “клиник—клаун” , клоуны , работающие в больницах, в различных социальных учреждениях.

Эффективность клоун-терапии доказана. Положительные эмоции, которые испытывает пациент во время сеанса, оказывают благотворное влияние на организм. Смех спасает от неврозов и стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, регулирует ритм сердца и нормализует давление. При смехе задействовано 80 мышц: движутся плечи и грудная клетка, вибрирует диафрагма. Международное общество по изучению юмора подсчитало, что одна минута смеха соответствует 45-минутной физзарядке. Известный венгерский психолог Иштван Балог открыл первую в мире “Студию смеха и улыбки”. В ней лечат органы пищеварения, заболевания сердца и легких, повышают иммунитет, укрепляют нервную систему. Доказано, что смех улучшает биохимический состав крови. Неудивительно, что 1 минута смеха приравнивается, по эффективности к суточной дозе витамина С. Клоун-терапия помогает справляться с депрессией.

Речь идет не об истерическом, отчаянном, горьком, а именно о здоровом веселом смехе.

Кто занимается клоун-терапией ?

В нашей стране клоун-терапия только начинает набирать обороты. Пионерами в развитии данного направления несомненно являются клоунессы группы “Клоун-герлз”. Воспитанные на лучших традициях отечественной и зарубежной клоунады, они имеют специальное профессионально-педагогическое и высшее психологическое образование. Не первый год актрисы проводят сеансы клоун-терапии как для детей, так и для взрослых. Пациентами клоунесс являются в первую очередь дети и пожилые люди. Детские дома, дома престарелых, госпитали и просто детские сады вот не полный список рабочих площадок “Клоун-герлз”.

Постоянные клоун-сеансы -переменки проводятся в детском саду №74 Василеостровского района.

Веселые переменки для детей, помогают малышам справиться с напряжением.

Это замечательная профилактика утомления и переутомления дошкольника.

Это активизация как физического, так и психоэмоционального развития.

Это укрепление нервной системы через веселые игры, тренинги, художественное творчество.

“Путешествие в страну клоунов”, “Вкусная неделя”, “Веселая радуга”, “Утро маленьких смешинок” — это не полный перечень сеансов-переменок.

Можно догадаться, что самое любимое занятие в детском саду, это занятие с клоуном, с веселым другом, с красивой игрушкой, которую хочется обнять, прижать к себе и почувствовать себя счастливым.

Результаты полученные в ходе клоун-терапии говорят о длительном положительном терапевтическом эффекте.

-Резкое снижение агрессивности в группах.

-Желание находиться в хорошем настроении.

-Высокие темпы социализации детей

-Установление в группах положительного психо-эмоционального фона.

-Снижение уровня заболеваемости детей, посещающих дошкольное учреждение.

  • Положительное личностное развитие ребенка.
  • Легкое усвоение текущего учебно-образовательного материала.

Успех работы “Клоун-герлз” в данном направлении связан с профессиональной подготовкой. Озорные очаровательные девчонки клоунессы – это не только великолепные актрисы, но и опытные педагоги-психологи. Молодая здоровая энергетика клоунского коллектива дарит здоровье, оптимизм и надежду людям любого возраста.

Типовой сценарий клоун переменки.

«Здравствуй, Здравствуй детский сад»

— адаптация нового набора детей к ДОУ

— формирование положительного мотивационного отношения к ДОУ

— формирование осознанного отношения к занятиям

— профилактика простудных заболеваний

— развитие опорно-двигательного аппарата

— социализация детей в группе

* Обязательное условие для специалиста клоуна – хорошее настроение!

Положительный эмоциональный настрой обязателен.

Не рекомендуется слишком раскрашенное лицо, так как излишний грим может напугать детей.

Очень приветствуется яркая веселая одежда.

1 часть. Знакомство.

Воспитатель . Ребята. Вас ждет сюрприз. Сегодня к нам в гости пришел клоун. Его зовут Вася.

Под спокойную, желательно адаптированную для детей классическую музыку, появляется клоун. Он знакомится с ребятами.

Вася . Здравствуйте ребята. Какие вы красивые, нарядные. У вас, наверное сегодня праздник.

Дети . Да – Нет. ( возможны расхождения в ответах)

Вася . Конечно праздник! Ведь сегодня Я к вам пришел в садик! Теперь, я тоже буду ходить сюда вместе с вами. Давайте знакомиться. Я Вася.

А вот я вижу, моя знакомая принцесса. Привет, Буратино? Здравствуй, Гарри Потер. Что неправильно? Как же мне с вами познакомиться? Придумал! Мы поиграем в такую игру. Я говорю, как меня зовут, а вы говорите мне свое имя. Меня зовут Вася, а тебя?

Петя. Приятно познакомиться.

Меня зовут Василек, а тебя?

Лена, Леночка. Здорово!

Меня зовут Васька Василий, а тебя?

Миша. Михаил. Какое красивое имя.

(Клоун здоровается с ребятами обязательно за руку, устанавливая с ребятами дружеский контакт)

Вот мы и познакомились. Теперь расскажите мне, чем вы в детском саду занимаетесь? (клоун слушает ответы детей) .

2 часть. Путешествие

Здорово! А вы мне покажите группу. ( ребята радостно соглашаются)

Спасибо. Ребята у нас сейчас будет настоящее приключение. Мы с вами отправимся в путешествие по стране …(название группы) . Для этого нам надо сесть на паровозик и отправиться в путь . (для путешествия можно использовать музыкальное сопровождение, например песенку «Голубой вагон») .

Клоун вместе с ребятами «путешествует» по группе, делая остановки то в уголке природы, то в игровой зоне, то в спортивном уголке.

На каждой «остановке» он расспрашивает ребят, куда они приехали, и чем они занимаются или будут заниматься в той или иной зоне.

Например. «Уголок природы». Ой, ребята, кажется, мы попали в Африку!

Вася. Как же нет. Вот кактус (показывает на фиалки) , а это пальма (показывает на бегонию) . Сейчас крокодил как выскочит.

Дети с помощью воспитателя дают правильные ответы.

Сделав последнюю ознакомительную остановку, Вася с ребятами отправляется «домой». Вернувшись, он говорит о том, какое замечательное было ПУТЕШЕСТВИЕ. Что ему так хорошо, что хочется даже потанцевать.

Заканчивается «путешествие» веселым танцем

3 часть. Настроение.

Вася. Спасибо, ребята! Мы сегодня не просто путешествовали. МЫ СЕГОДНЯ ЕЩЕ И ПОДРУЖИЛИСЬ! А, чтобы запомнилось наше путешествие, нужно сделать дружескую фотографию на память! Только мы сделаем не обычную, а клоунскую фотографию. Мы нарисуем себя на этой моей фотопленке ( рулон обоев ). На ней будут ваши ПОРТРЕТЫ. Они будут улыбаться мне и главное, НАШЕМУ САДИКУ! Чтобы, когда мы уйдем домой, ДЕТСКИЙ САД не скучал без нас.

Рисунок можно повесить в группе. Ребята не раз подойдут к нему, чтобы вспомнить веселое путешествие.

До свидания, ребята! Скоро я снова приду к вам, учится. Вы меня научите?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Читать еще:  Ишемический инсульт: что это и как его лечить

Данная программа поможет обучить слушателей планированию и реализации научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в профессиональной работе, .

Курс «Основы предпринимательской деятельности» — это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс.

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко.

Фитнес-методики доступны для людей любого возраста и физического состояния и имеют бесспорный положительный эффект оздоровления организма.

Анализ профстандарта и выделение требований к педагогу ДО детей и взрослых.

Дети доверяют клоунам в лечении

Создана 26 апреля 2011 года.

Больничная клоунада — это особый вид благотворительности. Большинство фондов занимаются сбором средств на спасение детей: лечение, реабилитацию. Мы помогаем детям преодолеть сложный период жизни через игру и общение.

Наша миссия — отвлечь детей от болезни, медицинских проблем, тревог и больничного опыта.

Это благотворительная программа регулярной социальной и психологической помощи детям, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях или проживающих в социальных учреждениях, с помощью средств больничной клоунады.

Фильм о нас «С Носом»

Этот Фильм был создан благодаря гранту Международного Центра Журналистов (ICFJ) .
Больничные клоуны — кто они: доктора, волшебники или случайные посетители? Кто этот человек, который надевает нос? Попробуем приоткрыть тайну.

Hospital clowns — who are they: doctors, wizards or casual visitors? Who is this person who wears a red nose? Let’s open the mystery a little bit.

Больничные клоуны
Роман Александров и Маргарита Смирнова

Авторы Сценария Ольга Комаревцева, Максим Якубсон
Режиссер Ольга Комаревцева
Режиссер съемочного процесса Максим Якубсон
Оператор Евгения Петрова
Звукорежиссер Михаил Шуклин
Цветокоррекция Максим Молчанов
Композитор Юлиан Барышников

Кто такой больничный клоун?

Клоун — это единственный персонаж больницы, который спрашивает разрешения при входе в палату, и не войдет, если его не хотят видеть. Такова этика поведения, и это дает ребенку право кому-то в больнице сказать нет, проявить свою волю.

Клоун — это человек, которого ребенок может «лечить» в больнице, примеряя на себя роль врача и тем самым проигрывая свои страхи.

Клоун может отвлечь от болезненной процедуры или даже снять волнение перед наркозом в предоперационной палате.

Благодаря клоуну родители видят своего ребенка радостным, и это придает им сил!

Здоровье в России и мире — новости медицины, новых исследований и здорового образа жизни

  • » rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

In Блог о здоровье Post 08 июля 2014 в 12:55 By Юрий Лаврич Просмотров: 596

Малышам приходится принимать горькие таблетки и проходить ряд неприятных процедур. Иногда самые близкие люди – родители не в состоянии помочь своему ребенку пережить лечение, так как сами нуждаются в помощи и поддержке.

В таких ситуациях на помощь приходят необычные доктора. Изначально кажется, что в больницах нет места смеху, но каждый врач скажет, что положительный настрой действительно помогает легче перенести болезнь и победить ее.

Профессия «доктор-клоун» возникла в 1986 году в США. Результат такого лечения превзошел все ожидания – дети стали принимать лекарства и выполнять указания врачей намного охотнее, когда этот процесс происходил в форме веселой игры.

В России такие доктора появились 6 лет назад. Первой больницей, рискнувшей пойти на такой эксперимент, стала Российская детская клиническая больница. Главный врач РДКБ, профессор Николай Ваганов утверждает, что у него не возникало никаких сомнений в том, что доктора-клоуны необходимы его юным пациентам. Ссылаясь на опыт американских и израильских коллег, стало очевидно, что такая терапия приносит пользу не только малышам, но и взрослым.

Персонал больницы прошел подготовку к появлению коллег в виде докторов-клоунов. Роль клоунов выполняют волонтеры. Изначально было тяжело и врачам, и самим волонтерам. Некоторые маленькие пациенты и их родители не хотели контактировать с такими докторами.

Художественный руководитель проекта «Доктор Клоун» Максим Матвеев сказал, что одной из главных проблем любой благотворительной организации является переоценка собственных сил людьми, которые не в состоянии осознать всю ответственность, которая на них ложится. Поэтому стать «доктором-клоуном» может не каждый. Волонтеры, желающие одеть медицинский халат и прицепить ярко-красный нос, сначала проходят предварительный отбор в виде общения с психологом и обучения искусству клоунады при работе с такими детьми.

На сегодняшний день веселые доктора работают в нескольких больницах РФ: Морозовской больнице, Российской детской клинической больнице, НИИ нейрохирургии им. Бурденко, Институте детской гематологии и трансплантологии им. Горбачевой, НИИ онкологии им. Блохина, НПЦ «Солнцево», 31-й больнице Санкт-Петербурга и многих других медицинских учреждениях.

Клоуны в родильном отделении: лечение недоношенных малышей

Каждая 14-ая беременность заканчивается преждевременными родами, которые происходят до 37-й недели беременности. Дети, рожденные преждевременно, более слабые, они требуют особого ухода и госпитализации в течение нескольких недель или месяцев в отделении интенсивной терапии новорожденных. Визиты медицинских клоунов положительно влияют на развитие недоношенных малышей

Автор Елена Левина

Результаты последнего исследования, проведенного врачами отделения для недоношенных детей израильской больницы «Пурия», показывают, что визиты медицинских клоунов, сопровождающиеся музыкой и песнями, положительно влияют на неврологическое развитие младенцев и укрепляет их связь с матерью.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждая 14-ая беременность заканчивается преждевременными родами, которые происходят до 37-й недели беременности. Согласно статистике, дети, рожденные преждевременно, более слабые, они требуют особого ухода и госпитализации в течение нескольких недель или месяцев в отделении интенсивной терапии новорожденных. Значительная часть детей, которые выживают в этот период, может хронические проблемы со здоровьем, в том числе проблемы с дыханием, церебральный паралич, задержку в развитии, физическом и эмоциональном.

Клоуны спешат на помощь

Израильские медики выяснили, что клоунотерапия помогает при лечении самых маленьких пациентов — она способствует неврологическому развитию недоношенных малышей. На первый взгляд это кажется странным, какова связь между крошечным младенцем в инкубаторе и поющим, смеющимся клоуном? Тем не менее, связь существует. Выяснилось, что клоунада воздействует на развитие сенсорных ощущений младенцев, укрепляет эмоциональную связь между ребенком и родителями.

Клоунотерапия – нетрадиционный метод терапии, широко применяемый сегодня при лечении маленьких пациентов. С помощью игры, музыки и шуток клоуны помогают детям справиться с психологической нагрузкой на протяжении всего этапа лечения, снимают страх перед процедурами, мотивируют малышей на легкую адаптацию в условиях, которые так не похожи на дом. Исследования давно доказали, что смех помогает справиться не только с тревогой и эмоциональным дискомфортом, но и положительно влияют на клиническое состояние пациента, укрепляя иммунную систему и облегчая боли.

Новый взгляд на вклад медицинской клоунады

Ученые наблюдали за недоношенными детьми, начиная с 34-й недели беременности до 55-й – три месяца после прерывания беременности. Результаты наблюдения показали, что у малышей, которых медицинские клоуны навещали во время их пребывания в отделении интенсивной терапии, зафиксировано заметное улучшение в развитии по сравнению с детьми, не получавшими подобную терапию.

Читать еще:  Установка зубных имплантов по технологии all-on4

Идея провести исследование родилась почти случайно. Врачи из отделения для недоношенных детей обратили внимание, что после визитов клоунов, частота сердечных сокращений у младенцев стабилизируется, происходит увеличение насыщения крови кислородом. В эксперименте участвовало 42 недоношенных малыша, которых разделили на две группы. Профильные характеристики детей, участвующих в исследовании, полностью совпадали: возраст, пол, клиническое состояние. Дети получали одинаковую медицинскую помощь, за исключением того, что для экспериментальной группы были добавлены визиты медицинского клоуна, который приходил в палату к малышам четыре раза в неделю по двадцать минут, пел и играл на музыкальных инструментах. Важной составляющей программы было наладить связь между родителями и ребенком, затрудненную в подобных случаях – мать и новорожденного разделяет прозрачная стена, нет возможности обнять его, поцеловать, успокоить, особенно, если речь идет о совсем маленьких детях. Иногда родителей пугают крошечные размеры новорожденного и его хрупкость, и это порождает тяжелое разочарование и беспокойство о будущем. Клоунада помогает молодой матери наладить первый контакт с ребенком: она также начинает петь и разговаривать с младенцем. По словам врачей, после визитов клоунов родители продолжают говорить с малышом, поют ему песенки, рассказывают стишки. Все это имеет огромное значение на дальнейшее развитие новорожденного.

Исследователи говорят о значительных различиях между новорожденными двух групп. Если в контрольной группе наблюдалось улучшение развития у 30% детей, то в экспериментальной группе прогресс составил почти 70%. Медики предупреждают, что речь не идет о том, что медицинская клоунада сам по себе может использоваться для лечения патологий развития. Но в качестве вспомогательной терапии, она может помочь в психологической и неврологической адаптации новорожденных.

Это первое исследование подобного рода, в котором устанавливаются связи между медицинской клоунадой и развитием детей, родившихся преждевременно. Результаты исследования показали также, что музыка и пение могут эффективно сказываться и на развитии нервной системы ребенка.

«Ты не испытываешь жалость к детям». Монологи больничных клоунов

В Москве уже восемь лет работают больничные клоуны. Эти люди приходят к детям на стационарном лечении и помогают им отвлечься от их болезней.

Больничная клоунада появилась в США 30 лет назад, и сейчас в некоторых странах ее считают отдельной профессией. В России первая профессиональная организация появилась в 2011 году. За эти годы клоунада развилась в нескольких городах страны, в большинстве из них красный нос может примерить на себя любой неравнодушный человек. В Москве же работу с детьми доверяют только профессиональным актерам.

Многие все еще воспринимают их как волонтеров, которые «пришли поиграть» с больными детьми. Между тем каждый из этих «волонтеров» несколько месяцев готовится к первой встрече с ребенком. RTVI узнал, как и зачем актеры приходят из театра в больницу и что заставляет их оставаться в профессии все эти годы.

Полина Ульянова / Вжика, 8 лет в профессии

Сначала мне не до конца было понятно, что такое «больничные клоуны». Во-первых, клоунада — довольно абстрактное понятие, еще и в больнице. Конечно, было страшно идти к детям. Одно дело — анимация, и совершенно другое — когда детки болеют. Но первый день пролетел незаметно: мы просто переоделись в костюмы, начали петь, танцевать, дошли до отделения, отработали, вернулись, зашли в гримерку и только тут до нас дошло — мы только что это сделали.

Бывает, у человека есть дело, и он кайфует от него. Это может быть бизнес или наемная работа. Но есть и другое слово — «вклад».

Больничный клоун делает «вклад» в других людей, «безусловный вклад». Ты можешь и не узнать, сработал ли твой «вклад», но иногда узнаешь. Бывает, звонят психологи, говорят: есть мальчик, у которого нет сейчас моральных ресурсов, чтобы бороться с болезнью. Мы играем с ним, а затем нам психолог говорит, что анализы мальчика улучшились — появились силы. Безусловно, огромную работу в больнице делают врачи и психологи. Но когда ты часть этого процесса — чувствуешь, что приносишь пользу.

Оля Беляева / Беляш, 2 года в профессии

Про больничных клоунов я слышала давно, но все не решалась. Ведь обычно, когда говорят о больничной клоунаде, сразу представляют больных детей и ужасы больницы.

Но однажды я услышала, что в школу больничных клоунов открыли набор — решилась, прошла кастинг и стала учиться.

Перед началом обучения нас отвели посмотреть, как работают уже опытные ребята. И то, что я увидела, было по-настоящему круто — они просто заходили в палату и полностью меняли там атмосферу. Мне тоже захотелось этим заниматься.

По профессии я актриса, и это, безусловно, часто помогает, но тем не менее больничная клоунада — это немного другое. Актерских амбиций и жажды самореализации в этой профессии нет.

Лена Муравьева / Поночка, 6 лет в профессии

Я боялась пробовать себя в этой профессии из-за сентиментальности. Обычно при упоминании о больных детях я сразу начинала плакать. Но в больничной клоунаде есть особенный фокус: когда надеваешь красный нос, начинаешь по-другому воспринимать окружающее. Ты не испытываешь жалость к детям, они для тебя такие же, как и все, просто они в больничном помещении, а из живота у них торчат прикольные трубочки. Но, естественно, я всегда отдаю себе отчет в том, что не могу позвать играть в догонялки человека на аппарате.

У нас есть одно счастливое правило, которое защищает и сохраняет тебя в профессии: если сказали «нет» — это не фиаско, а возможность человека проявить свою волю. В больнице ни ребенок, ни взрослый не могут сказать «нет» никому, кроме клоуна. Мы единственные люди, которым он может отказать. Во-первых, это полезно для них, а во-вторых, осознание этого очень «сохранно» действует и на нас.

Еще одно правило — принцип эмоциональной честности. Когда понимаешь, что у тебя не получается наладить контакт с ребенком, можно честно сказать: «Не получается у меня сейчас, да?» Вы не представляете себе, какое это счастье и облегчение не только для нас, но и для зрителя. Люди же всегда очень вежливые, а родители часто твердят детям: «Смотри, это к тебе пришли». А ребенок ничего не хочет смотреть — у него болит голова, например. Так он получает возможность честно сказать, что не хочет смотреть, и мы уйдем.

Читать еще:  Галогенератор – свойства соляной пещеры в границах мегаполиса

Зато, когда мы придем к нему в следующий раз, он будет знать, что мы не будем его насильно заставлять играть. Мы не «вежливые», мы не ведем себя «вежливо», и у нас нет установки прийти и формально отработать в больнице, изображая добро. Нам важно честное взаимодействие. Нам важно действительно понимать, что мы делаем.

Варвара Иванова / Мотя, 7 лет в профессии

Самые яркие истории в больничной практике происходят не тогда, когда все хохочут до слез, а когда ты полностью меняешь состояние в палате. Допустим, приходишь ты в палату, где сидит подавленная мама и ребенок-подросток, которому клоуны уже давно не интересны. И они показывают тебе, что им это не нужно. Но и из этой ситуации получается выйти — говорим, что просто зайдем в палату, просто поздороваемся, или просто что-нибудь роняем, это укатывается… вариантов куча! И самое крутое, когда ты приходишь в палату, где тебе говорят: «Нет, не надо», а потом провожают с улыбками и говорят: «До встречи!» Если в твоей работе возникает момент, который тебя задел и тронул, это всегда прорабатывается — в нашей организации есть психологи.

В этой сфере я планирую развиваться и дальше. Хотя, слово «развиваться» тут не очень подходит. Здесь разговор скорее не про развитие, а про вложение себя во что-то и вложение чего-то в себя. Не в материальном, естественно, смысле, а в эмоциональном, психологическом, душевном.

Алексей Колтомов / Гоша, 1 год в профессии

То, чем мы здесь занимаемся, не обычная клоунада, не цирковая и даже не театральная, а больничная. Ты приходишь в пространство и играешь только от него: представляете, есть только палата. Нет множества зрителей: есть один ребенок и одна мама. Это очень сложно, у тебя практически никаких средств — только ты, твоя выразительность и желание изменить пространство в палате, где постоянно лекарства, врачи и процедуры. Это настоящее чудо, когда у тебя получается изменить атмосферу. И она остается за тобой, даже когда ты уходишь.

Обучение длилось шесть месяцев, а затем мы много раз выходили со «старшими», более опытными клоунами в больницу. И теперь я понимаю, как важно это поэтапное обучение. И еще понимаю, почему этим должны заниматься не волонтеры, а люди с профессией — клоуны и актеры. Потому что в это дело нужно очень много вкладывать — ведь люди в больнице эмоционально истощены, с ними необходимо делиться энергией, заряжать их.

Сергей Зайцев / Ананас, 4 года в профессии

Однажды в нас с партнером начали сразу понарошку «стрелять», как только мы зашли в палату. Дети с первого шага задали нам игру. Хочешь не хочешь, а принять ты ее должен. Мы игру приняли, стали прятаться. Чтобы закрываться от обстрела, я схватил ручку от кровати.

Тут открывается дверь, входит медсестра с «железным» лицом, я ставлю эту штуку на место (от греха подальше), а дети все продолжают «стрелять» по нам. Медсестра суровым голосом спрашивает, что это мы здесь устроили и кто взял ручку от кровати. Я с красным носом и невозмутимым видом показываю на ребенка, а тот растерян — не ожидал такого поворота. Но медсестра быстро поняла, что мы ее разыгрываем, рассмеялась и понарошку отругала нас. В этот день мы подняли настроение не только детям с их родителями, но и этой медсестре.

Лично для меня это замечательно показывает, что все можно постараться перевести в игру, что бы ни происходило, даже в больнице. Многие доктора это понимают, но некоторые этому только учатся. Мне самому больничная клоунада во многом помогает этим состоянием игры — это дело точно не позволит тебе погрязнуть в рутине «театр-дом-театр-дом».

Филипп Савинков / Гусь, 5 лет в профессии

Мне как актеру захотелось направить свою энергию и мастерство в полезное русло, туда, где я могу помочь. Это ведь здорово, что своей профессией я могу помочь людям. Меня радует, что я не просто играю на сцене.

Лучше всего мне запомнились первые визиты в больницу, когда мы смотрели, как работают другие клоуны. Помню случай: они заходят в палату, где дети лежат после операции. Там вместе с родителями была девочка, вся подключенная, дышала через трубку — у нее только глаза двигались. И я со стороны не очень понимал, что клоуны вообще могут в этой ситуации сделать, как взаимодействовать. Они потихонечку зашли, ничего не делали, а затем стали просто танцевать.

После этого один из них пустил пузыри, и клоуны разыграли между собой какую-то очень простую историю. Но вы бы видели глаза этой девочки! Видно было, что произошло как раз это волшебство, «магия из ничего». Казалось бы, зашли два клоуна и просто станцевали — но они сделали нечто, из-за чего ребенок словно ожил.

Сейчас мне сложно анализировать себя и свое поведение со стороны, но бывает такое, что входишь в палату к ребенку и чувствуешь, как преображаешь пространство вокруг него.

Илья Боязный, 8 лет в профессии

Осваивая эту работу, ты получаешь много инструментов для своей профессии, ведь она связана с импровизацией, с технологиями взаимодействия с людьми, поиском игры, контакта и интереса. Наша работа находится на стыке психологии, актерского мастерства и клоунады.

Я сам преподаю больничную клоунаду, и одна из главных проблем новичков — они приходят, предполагая, что будут заниматься глубоко психологической деятельностью, начинают ощущать себя психологами. Они забывают, про свой конкретный навык — артистичность. Больничному клоуну важно помнить, что он не психолог: в больнице есть свои психологи, врачи, и волонтеры — и у каждого своя задача.

По-моему, главная задача больничной клоунады — создание впечатления. Я могу подобрать для конкретного ребенка, родителя или врача очень точное впечатление, которое будет кормить его ближайшую неделю, месяц, или даже год. Я могу сделать в палате нечто такое, что может перебить его состояние, и он может этим «питаться». В больнице ведь, по большей части, плохие новости и однообразная картинка — от чего-то же надо питаться. Некоторым для этого нужно маленькое и нежное впечатление, а других нужно довести до колик от смеха. И я могу к каждому подобрать его впечатление. Это становится возможным именно благодаря клоунаде, потому что клоуны могут нарушать дистанции, которые не могут нарушать другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector